Образование
Реализуемые образовательные программы
Русский
Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения
Русский
Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии
В ДОУ не используются дистанционные технологии обучения.
Описание образовательной программы
Адаптированные образовательные программы
Русский
Не используются.
Об адаптированной образовательной программе
МАДОУ № 301 реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО (в редакции приказа Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955) и ФАОП ДО (утверждена Приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1022).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Реализация Программы осуществляется в группах компенсирующей направленности с пребыванием детей в течение 12 часов.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программа построена на реализации технологии «Образовательное событие». Образовательное событие – результат предшествующих событий и причина последующих, значимых для детско-взрослого сообщества.
Программное обеспечение образовательного процесса основной части Программы строится на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, дополненной парциальными программами, методиками, технологиями, необходимыми для реализации содержания Программы:
Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД, СПб.: «Детство - Пресс», 2013г;
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «Детство – Пресс», 2014г;
М. Д. Маханаева, О.Л. Князева Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб.: «Детство – Пресс», 2012г;
Л.Г. Петерсон., Н.П. Холина Парциальная программа практического курса математики для дошкольников «Раз – ступенька, два – ступенька…» Москва «Баласс» 2004г;
О. В. Дыбина Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска», Москва, «Сфера», 2009 г.;
Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», серия «Занимательные финансы. Азы для дошкольников.»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020г.;
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: Невская нота, 2010г;
И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» «Цветные ладошки» М: Карапуз – дидактика. 2007г.
Копцева Т.А. «Природа и художник». – М.: ТЦ "Сфера", 2006г.
Программа предусматривает особенности ее реализации для обучающихся с ОВЗ (детей с тяжелыми нарушениями речи).
Раздел Программы «Особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (направления и задачи коррекционно-развивающей работы)» включает в себя: программу коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи; описание специальных условий для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи; описание предметно-пространственной образовательной среды, учитывающей особенности детей с тяжелыми нарушениями речи; использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных); описание комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов МАДОУ при реализации Программы; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом и педагогом-психологом; обеспечение эффективного планирования и реализации в МАДОУ самостоятельной деятельности обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; описание комплексного всестороннего обследования каждого ребенка.
Программа включает в себя рабочую программу воспитания, обеспечивающую воспитание детей дошкольного возраста по следующим направлениям:
- патриотическое направление воспитания (ценности «Родина» и «Природа»);
- духовно-нравственное направление воспитания (ценности «Жизнь», «Милосердие», «Добро»);
- социальное направление воспитания (ценности «Человек», «Семья», «Дружба», «Сотрудничество»);
- познавательное направление воспитания (ценность «Познание»);
- физическое и оздоровительное направление воспитания (ценности «Здоровье», «Жизнь»);
- трудовое направление воспитания; (ценность «Труд»);
- эстетическое направление воспитания (ценность «Культура», «Красота»).
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МАДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
- диагностическо-аналитическое направление;
- просветительское направление, в том числе информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка, о действии негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач; знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО; информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий; вовлечение семьи в образовательный процесс (совместная деятельность детского сада и семьи).
Как участники образовательных отношений, родители (законные представители) могут включиться в реализацию Программы, принимая участие в: в проектной деятельности (в качестве партнеров и союзников);
в исследовательской деятельности (в качестве партнеров и союзников); в совместных выставках (в качестве участников и организаторов); в совместной подготовке экскурсий, интересных встреч, досугов и праздников.
Повысить свою педагогическую компетентность родители (законные представители) могут, участвуя в практикумах, круглых столах, педагогических советах, общих и групповых родительских собраниях и т.д.
Информацию о результатах образовательного процесса можно узнать из информационных стендов в группах и холлах МАДОУ, официального сайта МАДОУ, странички МАДОУ в социальной сети ВКонтакте, из личных бесед с педагогами.
Участвуя в реализации Программы, родители (законные представители):
- оказывают психологическую поддержку детям;
- приобщают членов семьи к ценностям личностно-ориентированного образования;
- получают реальное представление о характере взаимодействия детей со сверстниками во время общих дел и во время общения со взрослыми;
- получают представление об уровне развития детей через наблюдение за ними в деятельности;
- предоставляют детям право гордиться своими близкими;
- предоставляют воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений детей с близкими, о стилях общения;
- получают возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах детей; возможность регулярного обсуждения с воспитателями динамики и тенденций их развития;
- имеют возможность преемственного продолжения работы с детьми в домашних условиях, обеспечивают содержательную и организационную преемственность.